1.Государственный строй древнего Египта.

Во все периоды главой Древнего Египта был царь (фараон). Религия, которая была государственной (общеобязательной), причисляла его к богам. Наследование престола осуществлялось в пределах одной и той же царствовавшей фамилии (от отца к старшему сыну). Власть фараона была в принципе неограниченной. Осуществлялась через чиновников. Центральное управление - сановник (визирь) - издает законы, повышает в чинах, творит суд. Важную роль играли: главный казначей; «начальник работ» (следил за оросительной системой); советы, совещания (военный совет); объезды областей, перепись населения, податные списки.
Аппарат подавления - армия (профессиональные части; в период Нового царства ее отборные части комплектуются из иностранцев) и полиция (явная и тайная, пограничная стража, специальные охранные отряды, служба охраны фараона и высших сановников).

Государственное устройство - признаки восточной деспотии:

1.   Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (фараон) - полномочия главы государства неограниченны;

2.   Светская и церковная власти объединены в одном лице;

3.   Наличие широко разветвлённого, структурированного, бюрократического государственного аппарата;

4.   Полная бесправность личности по отношению к государству. Личность практически не защищена от агрессии со стороны правителя. Подавление личности отсутствие свобод;

Социальная база восточной деспотии - сельская община - способствовала превращению центральной власти в деспотию; не могла без организующей силы, так как урожай зависел от того, заботится ли правительство об орошении.

2.Государственность древнего междуречья

В Месопотамии наиболее ранней формой государственной организации были города-государства. Следует, однако, иметь в виду условность различий между некоторыми городскими и сельскими общинами, так как горожане также занимались земледелием и пользовались всеми правами членов общины. Не случайно и город и село по-аккадски имели одно название - ур.
Во главе первых месопотамских городов-государств стоял правитель-царь, который носил название энси.
В городах созывались общинные собрания и советы старейшин.
Правитель города являлся главой общинного культа, ведал ирригационным, храмовым и другим общественным строительством, предводительствовал войском, председательствовал в совете старейшин или в народном собрании.
Усилению централизаторских тенденций способствовало представление о божественном характере власти, ниспосланной якобы царям небесами.
Как и в других древневосточных государствах, в руках царя сосредоточивались обширные хозяйственные функции: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, ставок вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям. При Хаммурапи купцы были превращены в царских агентов. С широким развитием ростовщичества была связана деятельность особых царских чиновников, государственных контролеров.
Наибольшей степени концентрации царская власть достигла в Древневавилонском царстве, в котором складывается одна из разновидностей восточной монархии. Хаммурапи пользовался формально неограниченными законодательными полномочиями. Он выступал главой большого управленческого аппарата. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней около 60 приказов Хаммурапи царским наместникам в городах и отдельных областях, а также военачальникам, послам: о смещении и назначении чиновников, проведении переписи населения, строительстве каналов, взыскании налогов.

3.Общая характеристика судебника Хаммурапи
Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие "простейшие" случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте, где они могут быть вставлены.
Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же вавилонские "юристы" такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом "если", после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными, законник был разбит на "параграфы", или "статьи", снабженные нумерацией (сам же текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть). Всего таких параграфов - 282.
4.Собственность и договоры в Судебнике Хаммурапи

# 27-39: судьба имущества (поле, сад, дом), выданного царем редуму или баируму, которые за это должны нести воинскую службу. Наследственная передача имущества и воинской повинности. Невозможность продажи выданной царем собственности, а также передачи его жене или дочери.
# 40-41: регулируются вопросы гражданского звания путем покупки имущества.
# 42-46: вопросы аренды поля и ответственности арендатора с указанием штрафов и наказаний за нерадивость.
# 47: преимущественное право арендодатора возобновить аренду.
# 48: защита арендатора от стихийных бедствий — «проценты за этот год не платить».
# 60-66: регулирование отношений аренды сада, найма садовника. При аренде существующего сада чётко указано, что 2/3 дохода принадлежит хозяину. При закладке нового сада на 5-й год садовник приобретает право на половину сада, но до этого не получает ничего.
# 73: аренда жилища. Авансовый платеж возвращается жильцу полностью, если договор аренды расторгается по инициативе хозяина жилища.
# 88: предельная ставка процента ростовщику: 33,5 % зерном или 20 % серебром. Нарушение курса в большую сторону освобождает должника от обязательств.
# 89-90: установлен курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна.
# 93-96: ростовщики обязаны засвидетельствовать сделки перед представителем государства. Наказание ростовщику вплоть до потери права на весь долг.
5.Преступления и наказания в судебнике Хаммурапи

Отсутствует понятие преступления, не проводится грань между преступлением и гражданским проступком. Не развиты уголовно-правовые институты(из-за невысокого уровня развития правовой мысли древнего Вавилона).
Виды преступлений:очень мало преступлений против государства и против религии(ст.6 и ст.8).преступления против личности:убийство,телесные повреждения.Преступления против имущества:кража,порча.Уголовное право несло в  себе принцип возмездия,  применявшийся в зависимости от того, какое общественное положение занимали обвиняемый и обвинитель. Считалось, что наказание есть возмездие за вину и оно должно быть равным преступлению ("око за око", "зуб за зуб"), что называется талионом.Смертный приговор предусматривался за сорок различных  преступлений:  кража  имущества,  принадлежащего дворцу или храму; кража во время пожара; ложное обвинение в тяжком преступлении;  нарушение женщиной супружеской верности;умышленное убийство;  кровосмешение и др.  Совершившего преступление могли утопить, сжечь, посадить на кол, волочить по земле до смерти. За другие более мелкие преступления виновному выкалывали глаза, отрубали руки, отрезали нос или уши.  Самым распространенным  наказанием был штраф.  Его размер зависел от совершенного преступления и от социального положения потерпевшего и  преступника. Он колебался от суммы, вдвое превышавшей нанесенный ущерб, до суммы, превышавшей его в тридцать раз.Иногда  преступник  подвергался изгнанию из общины,  он терял при этом все свое имущество, должен жить вне своей семьи, лишался защиты своих богов. Статья 23 кодекса обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку  грабителем,  если преступника не удалось поймать. "Если при этом загублена жизнь, община и рабианум (старейшина)  должны  отвесить  одну  мину  серебра его (убитого) родственникам".  Все это говорит о  сохранившихся в кодексе пережитках прошлого,  об обычаях родоплеменных. В некоторых случаях кодекс допускает самосуд.Вора  на пожаре предписывалось бросить в огонь на месте преступления.  Кодекс не знает кровной мести. На представителей имущих классов за многие преступления  налагались денежные штрафы.  Штрафы за преступления постепенно повышаются,  если потерпевшим оказывалось лицо, принадлежащее к привилегированной социальной группе.  В уголовном праве допускалось объективное вменение,  т.  е. ответственность без вины.  "Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть сыну домохозяина должно убить сына строителя".  Таким образом наказывался человек,  не имевший никакого отношения к строительству дома. Уголовному праву еще не были известны стадии преступления (приготовление, покушение),  равно  как и формы соучастия (подстрекательство,укрывательство и др.). Нельзя не отметить и то, что кодекс  знал  смягчающие вину обстоятельства:  убийство в драке,  при условии,  что у убийцы  не  было  намерения убить.  Такое преступление наказывалось уплатой небольшого штрафа. За причинение телесных повреждений в драке виновный  должен был уплатить стоимость лечения. 

6.Правовое положение населения и брачно-семейное право в Судебнике Хаммурапи
Социальный состав очень сложен. Особенно трудно его определить внутри
2-х групп - авилум и мушкенум. Общество состояло из 2-х основных классов
- рабовладельцев и рабов (пленные о долговые рабы \до 3-х лет\ ).
Господствующий класс - царь, его приближенные, жрецы, военачальники,
старосты (в общинах) и др. Авилум “сын мужа” - это полнопоравный
человек. Ему посвящена большая часть законника.
Угнетенный класс - это рабы, рядовые общинники, мушкенум. Мушкенум -
свободный человек, но он имел сво права пока находилсся на гос-службе и
выполнял свои обязанности. По сравнению с авилумом у него приниженное
положение (это проявлялось в ответственности за преступления). Вардум
(рабы) - занимали самое низкое положение. Их было несколько видов -
царские, общинные и частновладельческие. Раб имел небольшое имущество
(которое после его + переходило к его хозяину), раб мог стать свободным,
мог оспорить свое рабство. Долговое рабство было ограничено 3 годами.
Рабов использовали для уплаты долга. Кража и укрывательство рабов, а
также снимание “рабского знака” и подстрекательство к этому каралось
очень жестоко.
7.Развитие государственности в древней Индии
8.Источники права Древней Индии.Законы Ману -  общая характеристика
В Древней Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев
подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы
носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их
повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах.
Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог).
Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману
состоят из 2685 статей , написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие
статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12
глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового
строя. Здесь подробно описывается происхождение , согласно религиозному
учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер
варн, определяется назначение каждой варны , привилегии высших варн.
Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его
положений.
9.Собственность и договоры в законах Ману
В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между
собственностью и владением и охране частной собственности уделялось
большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности -
наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание,
ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность
владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из
владельца превращался в собственника. Если у добросовестного
приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась
законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли -
царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но
он охранял землевладельцев и получал за ето налоги. Наиболее важное
движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное
сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное
землевладение
10.Варно-кастовая система и брачно-семейное право в древней Индии
Правовой статус населения. В древней Индии [Индия] сословия (варны [Варна] ) подразделялись следующим образом:
 брахманы — священнослужители, жрецы;кшатрии — воины; вайшьи — земледельцы, ремесленники; шудра — слуги.
Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и
наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность
за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной
репрессии падала на шудр , людей из низших каст, обездоленных. Брахман
за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты
умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости
вороны, собаки.
 В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.
11.Преступления и наказания в законах Ману
На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.
Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.
Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.
К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.
Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.
Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:
    * смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
    * для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
    * членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
    * штрафы;
    * изгнание;
    * тюремное заключение.
12.Государство и право Древнего Китая
Государственный строй. Во главе государства стоял правитель (ван [Ван] , «сын Неба»), власть монарха обожествлялась. Существовала дворцово-вотчинная система управления: центром управления в период Чжоу был дворец вана, управитель дворца, глашатай воли вана — цзай [Цзай] . Личные нужды царя, его административные и военные поручения выполняли стольники — шаньфу [Шаньфу] .
Страна делилась на автономные уделы во главе с удельными правителями со своими советниками и помощниками.
В IV в. до н.э. в циньско-ханьский период складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии». Было принято новое положение о рангах знатности, которые присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем — 9 рангов и 18 степеней. В конце III в. до н.э. в империи Хань было 20 рангов чиновников: 1 ранг владел от 10 тыс. даней зерна (1 дань — 103,5 л) и денежными средствами; 20 ранг — 100 данями.
После создания Циньской империи ван принимает титул императора, берет на себя всю военную и законодательную власть, назначает всех высших чиновников центрального и местного аппарата. Центральный аппарат империи включает ряд ведомств: финансово-налоговое, судебное, контрольное, военное, ведомство обрядов, императорского двора и дворцовой стражи. Во главе финансового ведомства стоит канцлер (1 министр) — ченсян [Ченсян] . Циньско-Ханьский Китай делился на провинции, уезды, волости и общины.
Канцлер, верховный главнокомандующий и верховный цензор стояли на страже существовавших порядков и входили в высшую категорию чиновников — трех гунов [Гун] .
На развитие права оказали влияние конфуцианство [Конфуцианство] и легизм [Легизм] (законность) — сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления.

Можно выделить 3 этапа в развитии права.

Шаньско-иньский и ранний Чжоусский Китай [Китай]  — главную роль играли этические нормы (ли).

Чжоусский — усиливается роль права, законов (фа) на основе легизма (V—III вв. до н.э.).

Циньско-Ханьский (III в. до н.э. — III в. н.э.) — слияние легизма и конфуцианства в ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих цели сохранения и функционирования древнекитайского общества. Основой этой идеологии был конфуцианский постулат о неравенстве людей, их социальных, сословных, ранговых различиях, а также о разных правах в зависимости от места в семье, пола, возраста. Закон (фа)и моральные нормы (ли) должны были совпадать. Модель задавала стереотипы поведения, право с помощью наказания запрещало от него уклоняться.

13.Особенности государственной организации Спарты
Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился т. н. «ликургов строй» (установление илотии, консолидация общины Спарты путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Должности и органы власти:
    * Апелла — народное собрание (все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста).
    * Цари Спарты — Спартой правили всегда два царя из двух династий: Агиадов и Эврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте.
    * Эфоры — выборные должности, в руках которых сосредоточивалась судебная власть (всего было 5 эфоров, два из которых в случае войны сопровождали царя в походе).
    * Герусия — высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. Герусия состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя)
    * Наварх — одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы чисто военных (Аристотель называл власть наварха «почти второй царской властью»). Навархом был, например, один из наиболее известных спартанских полководцев — Лисандр.
    * Гиппагреты и корпус 300 всадников.
14.Создание Афинского полиса.Реформы Солона и Клисфена

Солон провёл ряд реформ. Прежде всего Солон отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств.
Важнейшая из реформ состояла в том, что Солон ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет. Эта реформа получила название сисахфия, в буквальном переводе "стряхивание бремени".
Солон произвел преобразование государственного строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения.(пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты). Это деление влияло на службу в войске и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах.
Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот. Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц. Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу.
Суд при Солоне стал составляться из всех граждан. Любой гражданин мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду. Солон осуществил унификацию мер и весов, провёл реформу афинского календаря. Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на специальных досках, выставленных для всеобщего обозрения на городской площади.

Клисфен уничтожил традиционное деление Афин на четыре территориально-родовых округа — филы, бывшее опорой влияния родовой знати и её группировок. Основой деления стала «деревня» — дем; демы объединялись в 30 триттий, а триттии — в 10 новых фил, нарезанных произвольно и не имевших сплошной территории. Первоначальное число демов Геродот определяет во 100; потом их число увеличивалось.

Демы названы были или по именам занимаемых местностей, или по их мифическим основателям, или, наконец, по знатным родам, обитавшим в том или другом деме (например дем Филаидов). Афинянин теперь становился членом гражданского коллектива не через принадлежность к роду, а через принадлежность к дему; в своем деме он по достижении совершеннолетия (18 лет) вносился в гражданские списки, в официальных документах он именовался по названию дема (например: Деметрий из Алопеки); как полагают, Клисфен стремился, чтобы это наименование вытеснило традиционные отчества. Впрочем, наименование дема быстро утратило связь с фактическим местожительством и напоминало лишь, к какому дему были приписаны его предки при Клисфене.
Реформа городского Совета

Реформа территориального деления повлекла за собой реформу городского Совета. По конституции Солона Совет формировался по 100 человек от каждой филы, и таким образом представлял собой Совет Четырёхсот. Новый Совет Пятисот представлял собой по 50 человек от филы, избиравшихся в демах; весь состав совета делился в течение года на 10 секций (пританий) по филам; должностные коллегии состояли обыкновенно из 10 магистратов, по одному от каждой филы; 6000 присяжных судей выбирались также по филам; пехота делилась на 10 полков, а конница на 10 эскадронов и т. д. В основу государственного управления положена была, таким образом, не территориальная, но политическая единица.

15.Развитие системы афинской демократии.Реформы Эфиальта и Перикла
16.Создание древнеримского государства.Реформы Сервия Туллия.

 Город Рим вырос вокруг поселений у брода через реку Тибр, на пересечении торговых путей. Согласно археологическим свидетельствам, Рим был основан как деревня, вероятно, в IX веке до н. э. двумя центрально-италийскими племенами, латинами и сабинянами (сабинами), на холмах Палатинском, Капитолийском и Квиринале.[3] Этруски, ранее поселившиеся к северу от Рима в Этрурии, к концу VII века до н. э. установили политический контроль над регионом.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору, жившему в III веке до н. э.). Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу. Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц — центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего таких центурий было создано 193. Наиболее влиятельными были 18 центурий 1 класса и 80 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования и не несших службу. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.
По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине IV века до н. э..
Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету). Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости — эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

17.Государственный строй Римской республики.
Респу́блика (лат. Res publica Populi Romani) — историческая эпоха Древнего Рима, отличавшаяся аристократическо-олигархической формой правления, в которой высшая власть была сосредоточена главным образом в руках сената и консулов. Латинское выражение res publica означает «общее дело».
Сенат являлся высшим государственным органом Рима. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (лат. senatusconsulta) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом.
Сенат состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов).

Куриатные комиции являлись старейшей формой народного собрания Римской Республики. В них решались вопросы о вручении империя должностным лицам и усыновлении граждан.

Центуриатные комиции — высший вид собрания народа Римской Республики. В них избирали высших магистратов, объявляли войну и заключали мир, судили граждан по уголовным делам (лишение гражданина его гражданских прав).

Трибутные комиции — собрание, в котором принимались конституционные закон; разбирались уголовные дела, связанные с наложением штрафов; выбирались квесторы, эдилы, военные трибуны.
18.Режим принципиата в Древнем Риме.
Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном назывались термином принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха, а первого среди равных.
В историографии закрепился титул «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс.
Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты потеряли прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.
19.Режим домината в Древнем Риме.
Домина́т (лат. dominātus «господство») — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату, установленная Диоклетианом (284—305 гг.). В доминат включают период тетрархии.
Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью». Полагают, что термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — «господин и бог» (dominus et deus). Впервые так себя назвал Домициан.
В период принципата старые республиканские институты сохранялись, и формально продолжали действовать, а глава государства, принцепс («первый») считался лишь первым гражданином республики.
В период домината сенат города Рима превращается в сословие с декоративными функциями. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» (первый гражданин) и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» («священный») и «доминус» («господин», что подразумевало, что все остальные являются его рабами).
Император принимал законы империи, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.
20.Источники римского права.Закон XII таблиц
Римское право — правовая система, возникшая в Древнем Риме и развивавшаяся вплоть до падения Византийской империи, а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением.
Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи.
Первые указания на форму обычного права Рима и его правовых институтов могут быть найдены в дошедших до нас заключениях по судебным делам. Первые дошедшие до нас источники писаного права Рима — законы римских царей. Один из наиболее значимых — Свод законов двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum), перенесший многие положения Законов Солона, относится к середине V века до н. э. К III веку до н. э. римское право уже чётко отделялось от религиозных норм.
 367 году до н. э. законом Цивилия Цекса была введена должность претора. Претор избирался ежегодно, кандидаты на эту должность составляли преторские эдикты, описывавшие их отношение к правоприменению и понимание его принципов. Претор мог в меру необходимости восполнять пробелы в и

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz